На следующее утро – полная предвкушений поездка в хранилище, основанное, между прочим, аж в 1907 году. Знал, конечно, что человек, волк-одиночка, как его называют, которому нет равных по силе духа и воли на планете Земля, занимается живописью, но никогда раньше не видел его полотен. Даже – репродукций.
Эта выставка успела побывать в Питере и Ростове-на-Дону. В Краснодаре – третий на счету вернисаж.
Экспозиция, состоящая из трёх десятков полотен, написанных маслом, нескольких графических работ и произведений «в металле», просто восхитительная. И, конечно же, всё на выставке связано с экстремальнейшими путешествиями. За несколько десятилетий Фёдор Конюхов на личном примере доказал безграничность человеческих возможностей в невероятно суровых условиях.
Что у него в голове? Что его вдохновляет? – спрашиваем мы себя, когда слышим про очередное безрассудное путешествие.
Картины лишь отчасти дают ответы на эти вопросы. И они, как мне кажется, – в редком сочетании неимоверной смелости и юношеской романтики этого человека. Экзюпери однажды сказал: «Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит».
«Если вы спросите, откуда я родом, я пришёл из детства. Я пришёл из детства, как из страны». В этой знаменитой фразе автора «Маленького принца», почти не сомневаюсь, ключ к пониманию философии Конюхова.
Только детские грёзы и азарт молодости способны двигать человеком в годах, толкая его на невообразимые подвиги, лишения и смертельный риск.
Неудивительно, что один из холстов художника так и называется «Экзюпери». «Французский лётчик, – я его люблю, – признаётся Фёдор Филиппович, – я и сам лётчик… Даже когда шёл на Северный полюс, к нам прилетали наши лётчики полярные и так лихо садились… Я всегда говорил: вы как Экзюпери. Это образ смелого, летающего на дальние расстояния человека. Сначала это был эскиз на ватмане, потом я увидел фотографию в Париже и сделал с неё портрет».
Кстати – о французской столице. В картине мастера «Прощание с Парижем» вы не увидите и намёка на этот прекрасный город. Вместо него, под названием, – фраза автора: «Истинное богатство не в вещах. Они значимы, пока мы пользуемся ими: рюкзак нужен, когда ты поднимаешься в горы, верблюд – если пересекаешь пустыню».
Столовая гора в Кейптауне показалась путешественнику с океана синей. Ещё более неожиданные цвета он использует в изображении орла. Но превалирует на полотне «Крушение» жёлтая гамма. Пояснение следующее: «На дальнем плане – Столовая гора, это Кейптаун, ЮАР. У меня яхта получила пробоину в борту, я наехал на кита. Яхта всё время пыталась затонуть, но я откачивал воду насосами и вручную и так шёл. Первым подлетели из Африки не птицы морские, а орёл… После того плавания я написал эту картину».
Об «Ангеле с острова Гоф» (как и все остальные картины, это – холст, масло) написано так: «Когда я проходил на яхте эти острова в Атлантическом океане, в Южном полушарии, я увидел, что здесь всё другое, духовное, – энергетика, океан и даже небо. Я представил себе, что эти острова оберегает их Ангел-Хранитель».
Согбенный от невероятной усталости «Красный человек», идущий к Северному полюсу… Другое название картины – «300 лет моей жизни». «Я ходил туда 4 раза, – пишет художник, – в одиночку и с командой… Пройти к Северному полюсу за одну жизнь очень сложно. Слишком тяжело. Усталость красного лыжника и стремление его к цели я и хотел передать в этом образе».
Ф. Конюхов не сомневается: только высшие силы помогли ему шесть раз пройти в океане мимо мыса Горн в Южной Америке. Мыса, известного своими самыми мощными на земле штормами («ревущие сороковые»). В итоге появилась его работа «Николай Чудотворец» (металл). На ней – выбиты слова «МысЪ ГорнЪ»: «Когда я возвращаюсь в мир людей, из сердца уходит праздник победы и вселяется горечь страдания за умирающих в больнице от рака, за узников в тюрьмах, за должников, замученных кредиторами. Люди, будучи в рабстве коммунальных платежей, бесконечно озабочены зарабатыванием денег. Человек не хочет освободить себя прежде от рабства, чтобы получать причитающееся уже не как раб, а как господин. Презри богатство, и будешь богат. Презри славу, и будешь славен. Презри покой, и обретёшь его. Не как узник, но как свободный».
Ни на одной выставке картин, которые довелось увидеть, нет пояснений, подобных тем, что даёт Ф. Конюхов. Вот что читаешь под его роскошным полотном «Руки»: «Я заметил, когда прихожу в гости к одним, я прячу свои руки и опускаю глаза, стыдясь, что под ногтями моих пальцев – засохшая краска (ведь но ночам я пишу картины). А в гостях у других моих знакомых просят, чтобы я показал ладони с мозолями. Одних я стесняюсь, перед другими горжусь. И я понял, как нелепы мои попытки стесняться одних и восхитить других…»
Искусствоведы готовы критиковать полотна Фёдора за простоту его художественной манеры, но разве, к примеру, живопись великих французов, от Дега до Пикассо, не тяготела к лаконичности и символике?!
Всемирно известный человек наделён ярким, незаурядным даром. Полярные льды, айсберги высотой в многоэтажный дом, воды мировых океанов и горные вершины стали импульсом к созданию монументальных композиций и свободных живописных интерпретаций.
За плечами путешественника – пять «кругосветок», в том числе – на воздушном шаре, все семь высочайших вершин Земли, её полюса, пустыни… Жизнь его много раз висела на волоске. Но на помощь каждый раз приходил тот самый Ангел-Хранитель.
Ф. Конюхов – автор многих книг и более чем трёх тысяч картин, академик Российской академии художеств. А ещё он священник – дань его чудесным спасениям во время одиночных скитаний по миру.
Поразительно, но в тот далеко не ранний час на редкой для Краснодара выставке картин великого русского пилигрима не было, кроме трёх смотрительниц и автора этих строчек, ни одного посетителя. Неужели повседневные хлопоты и пресловутый коронавирус так основательно подкосили извечную тягу человека к прекрасному?
Не хочется в это верить…

Евгений Власенко. Фото автора.