Что за орган такой?
– Валентина Викторовна, расскажите, пожалуйста, что это за орган такой, который вы возглавляете. Думаю, многие слышали о счётной палате Российской Федерации. А вот о районной – нет.
– Создание контрольно-счётных органов муниципальных образований края проходило в 2011-2012 годах – после принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». В соответствии с ним, а также с Бюджетным кодексом РФ и другими нормативными актами Совет депутатов района утвердил «Положение о Контрольно-счётной палате муниципального образования Павловский район», которым регламентируется наша деятельность, определены полномочия.
Этому представительному органу мы и подотчётны. Наша палата – постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля, самостоятельный орган местного самоуправления. Он не входит в состав администрации района и не подотчётен Контрольно-счётной палате края.
В штате четыре человека. Председатель палаты, то есть я, и мой заместитель – это Маргарита Семиволос – назначаются Советом депутатов на пятилетний срок. Два инспектора – Наталья Дрыгина и Елена Бутко – являются муниципальными служащими. Все сотрудники имеют высшее образование, опыт работы и обладают необходимыми знаниями.
– Какие организации вы проверяете?
– Только некоммерческие: муниципальные казённые, бюджетные и автономные учреждения, а также муниципальные унитарные предприятия, которые используют муниципальное имущество.
В сельских поселениях нет своих контрольно-счётных органов. Поэтому полномочия по финансовому контролю там осуществляет наша палата в соответствии с заключёнными соглашениями. То есть мы проверяем администрации сельских поселений и подведомственные им предприятия и учреждения.
Таким образом, ежегодно проверяем годовую бюджетную отчётность семи главных администраторов бюджетных средств района (это администрация района, управление образованием, управление культуры и прочие) и 11-ти администраций сельских поселений на предмет достоверности её показателей, полноты и состава предусмотренных форм бюджетной отчётности. Также ежегодно проводим экспертизу проектов решений о бюджете района и 11-ти сельских поселений на очередной финансовый год. Это два из наших основных полномочий.
О нацпроектах и закупках
– Но это ещё далеко не всё, что делает палата. Насколько я знаю, вы проверяете исполнение нацпроектов в районе.
– В течение года мы на камеральной основе мониторим исполнение национальных проектов на стадии их реализации. В отношении уже реализованных нацпроектов проводим плановые проверки – документы изучаем с выездом в организации, после чего даём оценку использования бюджетных средств. То есть в 2021 году проверили использование средств, выделенных на реализацию нацпроектов в 2020-м. Это ремонт Дома культуры в Новопластуновском поселении в рамках нацпроекта «Культура» и создание центра цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста» школе № 6 ст. Новолеушковской в рамках нацпроекта «Образование». Случаев нецелевого, незаконного использования бюджетных средств на реализацию данных проектов не установлено.
Мониторинг реализации нацпроектов в 2021 году показал, что двумя организациями были допущены нарушения требований Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это несвоевременное размещение информации в реестре контрактов на сайте госзакупок, что образует признаки административных правонарушений.
– И какие нарушения Закона о закупках № 44-ФЗ чаще всего фиксируете?
– В основном это несвоевременное размещение информации и (или) документов на сайте госзакупок. Кроме того, фиксировались нарушения выбора способа определения исполнителя услуг для муниципальных нужд, сроков оплаты, порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе и прочие нарушения.
О взаимодействии с другими
– Вы взаимодействуете с другими надзорными и контрольными органами?
– Между палатой и прокуратурой Павловского района заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в рамках которого наши специалисты участвовали в отдельных проверках, проводимых прокуратурой. Иногда нас привлекает ОМВД России по Павловскому району для совместных проверок.
Кроме того наша палата является членом созданного в 2012 г. Совета контрольно-счётных органов Краснодарского края. И я как председатель ежегодно участвую в конференциях этого Совета. Такая конференция, уже десятая по счёту, прошла в апреле. Взаимодействуем с Контрольно-счётной палатой края посредством проведения параллельных контрольных мероприятий. В 2021 году наша палата провела одно такое мероприятие с палатой края.
– Можно об этом поподробнее?
– Мы участвовали в проверке эффективности использования бюджетных средств, выделенных на организацию и обеспечение бесплатного горячего питания учащихся 1-4-х классов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья в Павловском районе.
– Какие школы проверяли?
– Одну большую школу – № 10 в ст. Павловской, вторую поменьше – школу № 15 на хут. Среднем Челбасе, плюс управление образованием администрации района. Была проанализирована нормативная правовая база, источники финансирования, расходование бюджетных средств, проведено выборочное контрольное взвешивание порций готовых блюд и пищевых отходов, аудит закупок и другое.
– И что выявили?
– Отдельные случаи завышения количества учащихся, получивших питание, а также факты оплаты питания отсутствующих учеников. Данные нарушения по двум школам привели к необоснованному использованию средств в незначительных суммах. Деньги в полном объёме возмещены в бюджет.
Также выборочно провели контрольное взвешивание пищевых отходов, полученных пищеблоками двух школ после приёма пищи. Выяснилось, что дети не полностью съедали порции. По отдельным видам блюд отходы были значительные.
Кроме того проверяли формирование стоимости горячего питания (завтрака) на одного учащегося. То есть обоснованность применяемой наценки оператором питания при приготовлении завтрака для учащихся. В районе услуги по организации питания осуществляет оператор – ООО «Дары природы Павловского районного потребительского общества». Выявлены отдельные случаи превышения предельных наценок, установленных приказом РЭК (региональной энергетической комиссией-Департаментом цен и тарифов Краснодарского края), что привело к необоснованным расходам бюджета. Необоснованные расходы предприятие в полном объёме возвратило на лицевые счета учреждений, которые в последующем возмещены в соответствующие бюджеты.
В рамках проверки проводили аудит закупок на соответствие требованиям Федерального закона № 44-ФЗ. В школах были выявлены признаки административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ. Материалы направлены в министерство экономики Краснодарского края.
Что нарушают
– Валентина Викторовна, когда вы озвучивали свой доклад на сессии, то выявленные нарушения в цифрах звучали впечатляюще. Общая сумма установленных Контрольно-счётной палатой района нарушений и недостатков составила 113844,9 тыс. руб. Прокомментируйте, пожалуйста.
– Всего в 2021 году проведено 26 контрольных и 46 экспертно-аналитических мероприятий. Эти мероприятия показали, что в основном бюджетные средства используются на законных основаниях, эффективно, без нарушений и по целевому назначению. Вместе с тем некоторые хозяйствующие субъекты допускали нарушения. Все нарушения можно разделить на две группы: наносящие ущерб интересам местных бюджетов (переплаты, неправомерные и необоснованные расходы, недополученные доходы) и несоблюдение правил, требований действующего законодательства, влияющие на эффективность функционирования бюджетной системы в целом (искажение отчётных данных, правил ведение бюджетного учёта и прочее).
Структура выявленных нарушений меняется в зависимости от тематики проверок. Однако основная доля приходится на нарушения бюджетного учёта, которые в прошлом году составили 60,5 процента в общей сумме нарушений. С каждым годом суммы нарушений ведения бюджетного учёта уменьшаются.
Нарушения в сфере управления имуществом – 28,7 процента, в сфере закупок – 4, финансовые нарушения – 3,8, неэффективное использование средств – 3 процента. Это в процентах, а в денежном выражении – та сумма, которую вы назвали в вопросе.
– И что в результате?
– По результатам проверок в адрес руководителей направлены представления и информационные письма с указанием предложений и рекомендаций по устранению нарушений. Объектами проверок устранено нарушений и недостатков на сумму 63169,9 тыс. руб. В том числе возмещено в бюджеты 3747,4 тыс. руб., на счета предприятий – 257,7 тыс. руб.
В отношении должностных лиц мы составили семь протоколов об административных правонарушениях, и мировые судьи вынесли постановления о привлечении их к ответственности. По шести делам назначены наказания в виде штрафов на общую сумму 81,5 тыс. руб., по одному – предупреждение.
Министерство экономики региона вынесло четыре постановления о привлечении двух должностных лиц к административной ответственности за нарушения Закона № 44-ФЗ с назначением штрафов в общей сумме 100 тыс. руб. Штрафы в полном объёме поступили в бюджет района.
Что в планах
– Валентина Викторовна, что запланировано на этот год?
– Мы действуем на основе плана, который разрабатываем самостоятельно, но с учётом предложений глав и представительных органов района и сельских поселений, прокуратуры. Кроме работы, которую выполняем ежегодно, проведём мероприятие с Контрольно-счётной палатой края. Это проверка целевого использования субвенций из краевого бюджета на организацию учебного процесса в школах района. Приоритетным остаётся мониторинг выполнения в районе нацпроектов.
Для реализации принципа гласности информацию о проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных нарушениях размещаем на нашем официальном сайте.
– Спасибо за интервью и успехов вам в работе.
Ирина Чехутская.
Фото Максима Касьяна.