После себя земляк оставил воспоминания «Путь солдата», которые передал внук Виктор. Отрывки прочтём вместе.
Первые главы
«Мать умерла, когда я был совсем маленьким. Мачеха обижала. В восемь лет пошёл в школу. Учёба нравилась. Шла Первая мировая. Отца призвали на фронт. Но вскоре он израненый возвратился и умер. Я совсем осиротел. Мачеха отлучила от школы, вышла замуж, а я остался жить у старшего брата. В 1921-м отправился на заработки. Мне так хотелось учиться, вступить в комсомол. Но сироте надо было выживать. Так я взрослел.
В 1927 году женился. У нас с Агафьей было трое детей. В 1931 году прокатилась вторая волна раскулачивания. Лошадь у меня увели в колхоз. Вскоре взяли и корову. Это заставило уехать работать в Ростов. Все деньги отправлял жене. Голодной весной 1933 года умерли дети. А нас без объяснений загрузили в вагоны и отправили в Сибирь.

Ссылка
Ехали долго. Выгрузили на берегу Иртыша. Кругом тайга… Живите как хотите… Я тяжело заболел. Гашенька спасла меня отваром из хвои. Там у нас родилась дочь Надя. Решили бежать. Кое-как добрались до Тюмени, шли на запад пешком по тайге километров шестьдесят. Днём морозы сковывали так, что болели мышцы. А ночью, казалось, что замерзало сердце. Но, подбадривая друг друга, радуясь звукам родного существа за пазухой, двигались на запад.
В уральском селении Верхована, в совхозе «Комсомольский» Свердловской области остановились. Понимали, что дальше не выдержим. Не брезгуя, я устроился грузчиком в райпотребсоюз. Трудился честно. Предложили должность продавца. Жена трудилась рядом. Всё наладилось.

Война
Вечером сдал магазин в распоряжение Талицкого межрайторга, возвращался домой в Верховину. Встретились две женщины, которые рассказали о нападении Германии. Не поверил: у нас же мирный договор. Но когда женщины разрыдались и назвали тех, кто уже уходит на фронт, сомнения развеялись.
Дома на столе лежала повестка. Мысли в голове: «Победить надо во что бы то ни стало. Враг силён. А мы что? Мы должны быть в два раза хитрее и в три раза сильнее». Вспомнились школьные годы в Незамаевской. Нас крепко учили военной подготовке. Помню, как сводили группа на группу, и давай бить снежными «пулями» (снежками) друг друга до синяков. Мне удавалось всегда побеждать.
Утром попрощался с женой и детками.

Крещение
9 июля 1941 года приняли присягу. В Свердловске был зачислен в школу младших командиров. На фронте складывалась неблагоприятная обстановка, и мы, не окончив курс, в начале осени прибыли на Калининский фронт под Верхние Луки. В составе 174-й стрелковой дивизии получил боевое крещение.
Подъезжали мы к станции Великополье, а «мессершмиты» начали сбрасывать бомбы. Наши два бронепоезда открыли по ним огонь. Поражений практически не было. Выгрузившись из эшелонов в лесу, двинулись маршем к фронту. Прибыли на место дислокации в 174-ю дивизию 508-й полк. Выдали одну винтовку на троих…
Несмотря на недостатки, успешно вели бой целый день. Это было левее Великих Лук. Отбили все атаки врага. К вечеру противник подбросил свежие силы пехоты и танки. Мы в обороне. …Немцы перешли на воздушную бомбёжку.
Мы потеснили врага на несколько километров. На ночь остановились на новом рубеже, вклинились в расположение противника. Поступил приказ отойти. А на рассвете оказалось, что попали в окружение. Началась кровавая битва. Сильный натиск дважды сжимал наш полк. Бились до последнего патрона. Без припасов с криком «Ура!» бросились на фашистов. Почти весь полк пал смертью храбрых.

В лапах у смерти
Я рванул к мосту, там всё завалено мёртвыми товарищами. Резкая боль… Пришёл в сознание ночью. Лежу под трупами в крови. Нащупал рядом винтовку, стал опираться на неё, чтобы встать… С трудом добрался до опушки леса.
Полз, съедая две-три ягоды малины в сутки. Набрёл на деревушку. Показалась женщина. Я окликнул её, та всплеснула руками: «Скорее уходи! Немцы». Собрала мне узелок сухарей.
Выполз на опушку и увидел врагов, идущих прочёсывать лес. Ни на что не надеясь, влез в кустарник, укутавшись плащ-палаткой, пропитанной запёкшейся кровью боевых товарищей. «Рус капут» – услышал. Смерть стояла в двух шагах от меня. Потерял сознание. Когда пришёл в себя, не верил, что жив.
Русские не бросают товарищей, попавших в беду. Подоспели наши, оставшиеся в живых, как и я. Взяли меня на руки и перенесли на другую сторону, к партизанам. Почти два года партизанили в Невельском и Зайцевском районах, достигая Новосокольников. Уничтожали живую силу противника, технику, склады. В 1943-м между Невелем и Великими Луками с боем перешли линию фронта и соединились с войсками, с 1234-м стрелковым полком 370-й стрелковой дивизии.

Ярость благородная
Июль 1944-го в Белоруссии не забыть. Я – пулемётчик, выполнял задание на левом фланге обороны. Противник предпринял несколько атак. На своём участке уничтожил сотни фашистов. Был награждён медалью «За отвагу».
18 июля прорвали оборону западнее города Ковель. Вели активное наступление на Седлец. Комполка Левинцев дал задание разведать, что предпринимает враг. Протопали более 10 километров и выяснили: противник в панике отступает. Утром 19 июля пошли в наступление. Был ранен в голову, но догнал подразделение.

Орден Славы III степени
…На пути стоял вражеский заслон из трёх самоходных пушек. Его надо было уничтожить и перехватить главную дорогу, по которой немцы отступали за Буг. Наши два танка и мы, автоматчики, зашли во фланг. Я сходу открыл огонь. Танкисты тоже действовали метко, гитлеровцы в панике отступили. Наш десант врезался в колонну. В короткой схватке уничтожил трёх фашистов и захватил в плен офицера.
Участок дороги удерживали до утра, пока наши не подошли к Западному Бугу. 20 июля форсировали реку. Я был помощником командира взвода. Мне поставлена задача: первому с группой бойцов переправиться через взорванный мост и ворваться в траншеи противника, укрепиться на другом берегу и обеспечить прикрытие переправляющимся артиллеристам. Мы, уничтожив около восьми десятков фрицев, захватили 80 метров вражеской траншеи. Озверевший враг пытался контратаковать, но безуспешно. На большом протяжении неприятельская оборона была прорвана. 22 июля фашисты оставили крупный город Холм.
За действия при прорыве обороны противника и развития наступления получил орден Славы III степени.

Орден Славы II степени
…Ночью 23 июля мы вступили в Люблин. Воздух был насыщен сильным запахом смрада и горелой плоти. В трёх километрах от города находился лагерь смерти Майданек. Здесь немцы уничтожили более полутора миллиона людей…
25 июля мы достигли Вислы возле Пулав и закрепились. Наш плацдарм обильно бомбили немцы, вели и пулемётный огонь. Пьяная пехота шла в жёсткую контратаку. Немцы потеснили, но сбросить нас в Вислу не удалось. Мы удержали плацдарм до подхода крупных сил. За отличные боевые действия меня приняли в ряды партии. Чем очень гордился.
Командир взвода старший лейтенант Миронов, имевший три ордена Красной Звезды, дал команду разведать, что впереди села. …Меня заметили фашисты. Сам скомандовал: «Огонь по врагу! Это не 41-й год!». Выпустил очередь из автомата по машине с пушкой. Водитель выпал из кабины. Гранатой сразил офицера и солдата. Остальные выскочили из машины и по команде «Хэндэ хох!» выбросили оружие, подняв руки вверх. Один я повёл их по шоссе. Навстречу вторая машина, в ней было восемь немцев. Видя, что веду пленных, они по моей команде вышли. Последовала и третья машина с четырьмя немцами. Тут подоспел мой солдат из части, нас стало двое. За захват трёх машин с пушками и фрицев был награждён орденом Славы II степени.

Орден Славы I степени
17 января 1945 года вступили в Варшаву. За прорыв обороны и уничтожение группировки противника приказом № 221 всему личному составу 1-го Белорусского фронта была объявлена благодарность. Наши войска под командованием Г.К. Жукова стремительно прошли через Польшу к Германии. При подступах к городу Мезерец был сильный заслон артиллерией и наступление нашего 1234-го полка приостановили. Мне было поручено с группой обойти правую сторону города и добыть планы противника. Нам удалось разгромить вражеский штаб артиллерии и захватить данные о расположении огневых точек. Документы и карты доставлены в штаб полка. Утром точки противника уничтожены.
За захват ценных сведений нам объявлена благодарность. Добавился орден Славы I степени.

Ордена Отечественной войны
Быстро преследуя врага, с ходу форсировали Одер. Роте дана команда: пройти пять километров и занять три домика у главной дороги, ведущей к городу Лебусу, и перекрыть путь врагу. С боем взяли первый домик. Враг направил на нас восемь танков, изрешетив двухэтажный дом. Спасал подвал. Гитлеровцы предлагали сдаться в плен, но мы поклялись драться до последнего вздоха.
Командир роты капитан Петров приказал вызвать огонь на себя. Немцы отошли на расстояние, предварительно зажгли деревянные сараи. Повалил густой дым, а мы рассредоточились по другим домам. К вечеру враг усилил огонь. Вражеская пуля сразила командира. Мы похоронили его в развалинах немецкого дота. Принял командование первым автоматным взводом, поклявшись громить фашистов и за себя, и за него. Ночью выбрались из окружения.
Враг предпринял одну атаку за другой, нанося тяжёлые потери. Из строя вышли много командиров. Я и мой связной получили ранения.
После госпиталя приказано было принять 3-й взвод 1-й роты, и дано задание расширить плацдарм к Франкфурту. Наш взвод ворвался в траншеи обороны фашистов и выбил их. Ночью 23 апреля 1945 года пал Франкфурт. Так я получил орден Отечественной войны I степени.
Потом были бои в немецкой столице. Чем глубже вклинивались мы в крепость-город, тем яростнее огрызался враг. 30 апреля после ликвидации группировки немцев в Берлине наша 370-я дивизия была брошена в направлении Магдебурга на реке Эльбе. Там сосредоточилось около 10 тысяч войск противника под командованием Венка. Они получили приказ прорвать окружение и соединиться с обороняющимися войсками. Гнали их 40 километров за Эльбу. И лишь, когда стали приходить команды прекратить огонь, впереди – союзники, мы остановились.
Приказом от 2 мая 1945 года за ликвидацию группы немецких войск, окружённых юго-восточнее Берлина, личному составу объявлена благодарность.
Война закончилась там, откуда пришла.

Возвращение
…Семья встретила отца в Верховине. Чуть позднее перебрались в Братск. А в начале 60-х Никифор Иванович с близкими вернулся на Кубань. Обосновались в Тихорецке. Никифор Иванович построил дом, работал не покладая рук. Такой же труженицей была и Агафья. Подрастали пятеро детей. Сыну Васе потребовалось лечение. Родители решили переехать ближе к морю, выбрали станицу Анапскую. Часто бывали в Незамаевской, у племянников Семёна и Ивана Ванжула, у Дины Ткаченко (светлая им память), у Иванченко.
Не стало Героя 23 октября 2000 года. Он упокоился на Анапской аллее Славы. В Незамаевской на гранитном мемориале выбит его портрет. Им гордятся все станичники. Павловская средняя школа № 3 носит его имя. Никифор Иванович, кстати, мог участвовать в Параде Победы, но, как сам говорил, не подошёл по росту, высоким был…

Подготовила А. Бессчётнова, краевед.
Ст. Незамаевская.
Фото из семейного архива
Н. Дейнеги.