На Кубань из Западной Сибири переехал в 1994-м. 26 лет – в ЦРБ. Работая в реанимационном отделении, в 2002-м был назначен замглавврача по медицинской части.
– Если честно, не думал, что когда-нибудь стану руководителем такого большого коллектива, – признаётся собеседник. – Может быть, потому, что по натуре я не самый коммуникабельный человек. Но обстоятельства сложились вопреки этому качеству характера. Пришлось меняться…
– А с кем вам легче общаться – с пациентами или с коллегами?
– По-разному бывает, но порой найти общий язык с больными намного проще, хотя, конечно, всё зависит от конкретной ситуации.
– Что и говорить, административные обязанности в столь уязвимой сфере, как сельское здравоохранение, требуют особой выдержки. Можно вспомнить хотя бы о достаточно ёмкой структуре ЦРБ. Что в неё сегодня входит?
– Две участковые больницы, пять врачебных амбулаторий и четырнадцать ФАПов. Коллектив – около 900 человек – с водителями, сторожами и поварами. Автопарк больницы насчитывает 55 автомобилей, а это значит, что приходится постоянно думать и об обновлении транспортных средств, и о запчастях для них. Или взять пищеблоки, которых у нас три. Продукты питания ведь сами по себе не поступят в распоряжение медучереждений. Их надо закупать. И эта тема тоже в центре внимания главврача. Перечень подобных повседневных забот легко продолжить…
– И всё же несложно догадаться, что задачи лечения больных и профилактики недугов превалируют над всеми остальными.
– Совершенно верно – необходимо, например, снижать смертность, которая у нас высока. Почему? Треть населения района – пенсионеры. Но, кроме не самой лучшей демографии, есть ещё чисто субъективные причины того, почему люди умирают раньше времени. Несмотря на немалое число действующих целевых программ – от ежегодной диспансеризации, в том числе – углублённой, до медосмотров для разных категорий населения, многие наши земляки не любят показываться врачам, забывая о том, что любую болезнь гораздо легче побороть на начальных стадиях. Без персональной воли быть здоровым не поможет никакой специалист.
– Трудно с вами не согласиться, но ведь и от медиков многое зависит. Их хотя бы достаточно?
– В том-то и дело, что нет. Кадровая проблема в ЦРБ, без всякого сомнения, – наиболее острая. Недостаёт порядка сорока врачей разных направлений и более сотни медсестёр.
– Чем объяснить такой кадровый дефицит?
– Целым комплексом проблем. Выпускники мединститутов не горят желанием ехать в сельскую местность, где они непременно столкнутся и с нерешённым жилищным вопросом, и со слабой по сравнению с городом структурой культурных, развлекательных и каких угодно иных объектов. Раньше, в советские ещё времена, напомню, действовала система распределения молодых кадров. Три года тот же медик должен был отработать там, куда его направили. За это время врачи успевали привыкнуть к обстановке и закрепиться на месте. К сожалению, три спасительных для села года давно упразднены.
– Насколько сегодняшняя оснащённость больницы мед-оборудованием отвечает требованиям времени и запросам жителей района?
– Соответствует и тому, и другому на сто процентов. Всё, что надо, у нас есть, и даже больше. К примеру, – 14 аппаратов УЗИ, с 2010 года применяется компьютерная томография – благодаря, правда, тому, что Павловская так близко примыкает к федеральным трассам. Для сравнения, в соседней Ленинградской ЦРБ КТ появилась только пару лет назад, а в Крыловской – только в текущем году.
– Но в Павловской нет МРТ – принципиально иного метода диагностики, чем те же аппараты УЗИ…
– Ничего не имею против магнитно-резонансного томографа, но он, увы, не предусмотрен федеральным регламентом оснащения районных медучреждений необходимым оборудованием. Кроме того, такие исследования по направлению больницы все, кому требуется, проходят в Краснодаре.
– Если вернуться к кадровой проблеме, как восполняете нехватку врачей и медсестёр?
– Выход только один – более напряжённый график работы сотрудников. Им нелегко. После ночных дежурств, например, с утра снова включаются в работу вместо того, чтобы идти домой отдыхать. Других вариантов просто нет. Да я и сам, как и прежде, выполняю обязанности врача-реаниматолога, только делаю это по выходным дням.
– Но ведь уставший человек по определению временно теряет профессиональные качества. Да и внимательность утрачивается неизбежно, что всегда чревато врачебными ошибками. Вы ведь не станете отрицать, что подобные случаются?
– Нет, не стану. Таковы, к сожалению, реалии. Из-за просчётов одни теряют жизни, а другие несут уголовную ответственность. Подобное недопустимо, но людям свойственно ошибаться. Только в медицине цена просчётов неизмеримо выше, чем где бы то ни было ещё.
– Не могу не спросить о профессиональной учёбе врачей, ведь порой не только усталость, но и дефицит знаний и опыта ведёт к непоправимым последствиям.
– Трудно не согласиться с таким утверждением. Раньше раз в пять лет врачи по два-три месяца проводили в федеральных учебных центрах, улучшая профнавыки, общаясь с лучшими специалистами в медицине. Теперь очные занятия подменяются 36-ю часами в режиме онлайн. Необходимые для подтверждения категорий баллы тоже набираются дистанционно. Конечно же, эффективность такой учёбы заметно снижается. Хотя и сегодня, чтобы не ошибиться при выборе метода или схемы лечения, в ЦРБ практикуются консультации с лучшими краевыми специалистами. Опять-таки с помощью интернета. Но всё равно в повседневной практике постоянно страховать сельского врача невозможно.
– Многие обратили внимание на то, что теперь регистратура больницы стала действовать более эффективно, чем раньше.
– Улучшили алгоритм её работы. Вот уже несколько лет записаться на приём к врачу можно по телефону 5-19-91 или посредством интернета.
– Вы говорите о нехватке специалистов. Сразу же вспоминаешь очереди в больничных коридорах. Да, их стало заметно меньше, чем раньше, поскольку в регистратуре указывают конкретное время приёма. И всё же – помогают хоть как-то снять нагрузку на ЦРБ частные медицинские фирмы и врачи-индивидуалы?
– В определённом смысле – да. Но есть и обратная тенденция, поскольку частниками становятся бывшие сотрудники больницы. Кто станет отрицать, что за меньшую работу они берут больше денег? Если нас контролируют и страховые компании, и Минздрав, то они по большому счёту предоставлены сами себе. Впрочем, каждый решает сам, где ему удобнее лечиться или проходить диагностику.
– Раньше стационарные больные нередко были вынуждены приобретать лекарства и другие средства лечения на собственные деньги. Как с этим в настоящее время?
– Сейчас такой проблемы нет – благодаря медстрахованию. Бывает, хотя и редко, пациент захочет заменить какой-то препарат другим, по его мнению, более эффективным аналогом. В таком случае он действительно платит из своего кармана.
– Слышал разговоры о том, что в больнице сегодня нельзя привиться вакциной «Спутник Лайт», что отсутствует «КовиВак». Можете подтвердить или опровергнуть эти слухи?
– Со «Спутником Лайт», как и с полноценной двухкомпонентной вакциной «Спутник», проблем нет. Что касается вакцины «КовиВак», то она к нам действительно не поступает. «ЭпиВакКорону» из-за слабой эффективности вообще сняли с производства.
– Увидят ли павловчане и жители района в целом какие-либо изменения в центральной больнице в недалёком времени?
– Наиболее заметное из них – начало уже в нынешнем году строительства детской поликлиники. Здание воздвигнут на территории ЦРБ. Сейчас проект проходит экспертизу. После неё состоится конкурс потенциальных генподрядчиков. Учреждение для самых маленьких пациентов предполагается возвести за полтора года. Таких в крае будет построено восемь или девять. Необходимые средства из бюджета выделяются. А это сотни миллионов рублей. После реализации проекта сразу же начнётся капремонт поликлиники ЦРБ.
– Мы беседуем в канун профессионального праздника медработников. Кого из коллег хотели бы отметить с положительной стороны?
– Это непросто сделать с учётом того напряжённого для всех без исключения графика работы, о котором я сказал выше. Тем не менее назову ряд имён. Самых добрых слов заслуживают заведующая инфекционным отделением А.Е. Караева, её коллега врач-инфекционист из поликлиники Ю.А. Кудрявец и медсестра инфекционного кабинета А.А. Гайдамак. Эти сотрудницы очень хорошо проявили себя в период пандемии коронавируса. То же самое можно сказать о заведующем терапевтическим отделением В.В. Пащенко и участковом терапевте В.В. Белоусове. Не могу не упомянуть и других наших ветеранов – таких, как врач психолог-нарколог Г.Н. Чепрасов, заведующая терапевтическим отделением поликлиники Н.И. Горлова, старшая медсестра диагностического отделения О.А. Шульжевская, заведующая кардиологическим отделением М.В. Маркосян, врач-невролог Н.В. Кулакович. Конечно, список имён наиболее опытных медработников, пользующихся заслуженным уважением у пациентов, можно было бы продолжить.
От души поздравляю весь большой коллектив больницы, наших ветеранов с Днём медицинского работника! Желаю каждому крепкого здоровья и успехов дома и на работе! А жителям района посоветовал бы почаще проверять у нас здоровье. Это крайне важно.