У ламинарного бокса лаборанты (слева направо): Кристина Оноприенко и Татьяна Бутко.

Его название состоит из трёх слов. Первое из них пришло из Греции, а второе имеет латинские корни. «Агро» можно перевести как «поле», а «инвитро» – «в стекле», то есть – в пробирке. Вот и выходит, что это – «кубанское поле в пробирке».

С помощью пинцета и скальпеля из такого микродонора можно получить до десяти зародышей.


Автором идеи нового производства стала Алеся Муратова. Она не понаслышке знает о выращивании саженцев и рассады, поскольку с детства помогала родителям. Мысль о том, как облегчить труд и увеличить отдачу, давно занимала Алесю Юрьевну. Поиски и размышления привели землячку к методике микроклонального размножения растений. Эта технология известна довольно давно и широко используется за рубежом. В России таким способом выращивания рассады занимаются лишь немногие лаборатории и энтузиасты.
Инициатор проделала довольно долгий путь от идеи до первых результатов. «По дороге» пришлось закончить Тимирязевскую академию по специальности «микробиология», научиться пользоваться разнообразным оборудованием, потратить массу нервов и сил. Приходилось работать и как учёному, и как лаборанту, а порой и как грузчику. Однако первые результаты уже есть, и они видны. Об этом мы говорили с Алесей Муратовой в её лаборатории на улице Преградной.
– Алеся Юрьевна, расскажите подробнее о методике.
– У этой технологии есть этапы, которые необходимо соблюдать. Малейшее отклонение приводит к непредсказуемым результатам, чаще всего – к гибели растения.

Растение перед укоренением.


Первым делом от донора берут то, что станет потом основой для новых растений. Она называется меристемой. Если немного упростить, то это верхняя часть побега. Процедура заключается в том, что под микроскопом скальпелем отделяют частичку размером меньше спичечной головки. Зародыш помещают в стерилизованную изолированную среду – в пробирку. В ней растение развивается в максимально комфортных условиях полтора-два месяца. Этот этап называется введением растения в культуру инвитро.

На таких стеллажах расположилось несколько миллионов будущих саженцев.


Когда мини-черенки подрастут и заимеют зачатки всех вегетативных органов, можно приступать к размножению. Потом, когда уже образовалась хорошая корневая система, наступает черёд укоренения побегов. И, наконец, последнее – адаптация рассады, когда мини-растения высаживают в кассеты с торфом.

– Звучит не очень сложно.
– Всё только кажется простым. К примеру, в помещениях, где приходится работать, должна быть стерильная чистота. В лаборатории два автоклава с особыми режимами работы. А размножение и укоренение проводим только в специальных ламинарных боксах.


Дозы микроэлементов и питательных веществ, которые мы используем в питательных средах, настолько малы, что приходится учитывать соли, которые есть в обычной воде. Так что лабораторную посуду моем только подготовленной водой. Для этого у нас стоит дистиллятор.
А ещё на каждом этапе и для каждого сорта нужна своя особая питательная среда. Она может быть и жидкой, и твёрдой. Например, выяснилось, что на нашей «местной» воде очень плохо развивается гортензия. Пришлось перебрать массу вариантов, пока добились приемлемых результатов. Сроки для каждого сорта разные. Так, один из сортов винограда вводили (до размножения) 8 месяцев.
Были, конечно, неудачи – потери сортов, почти готовой рассады… Однако брали себя в руки и продолжали работать.
– А с чего начинали?
– Прошлой осенью мы начали экспериментировать с пятьюдесятью растениями, среди которых были голубика, ежевика, клематис, гортензия. В первую очередь стояла задача отработать технологию производства введения саженцев в культуру инвитро. Над этим приш-лось немало поработать. Сейчас у нас есть готовые к размножению или укоренению растения в пяти тысячах специальных банок. В свою очередь в каждой из этих банок находится от пяти до тридцати маленьких клонов.

– А зачем такие сложности? Есть же проверенные способы…
– Ну что вы! Эта методика имеет массу преимуществ. Если не вдаваться в подробности, то микроклонирование – это вид вегетативного размножения. Его использование даёт возможность получить растения в более короткие сроки и в большем количестве.
Кроме этого, при таком способе размножения происходит общее оздоровление растения. Сам процесс происходит быстрее и круглый год, в то время как в открытом грунте или даже в теплице время ограничивается сезонными колебаниями. При выращивании используются так называемые меристемные почки. Они постоянно делятся и физиологически активны.
А ведь есть ещё растения, которые очень сложно размножать вегетативно, а семенами – нельзя, чтобы не потерять сортность. Например, в случае гибридов.
Повторюсь, микроклональное размножение имеет массу плюсов.
– Почему же оно не развивалось раньше?
– В советские времена работали целые лаборатории, потом система была разрушена. А сейчас… Много ли вы найдёте микробиологов, согласных ехать в село да ещё и с туманными перспективами?
Это дело надо не просто любить, в него надо вкладывать душу. В самом производстве масса тонкостей и нюансов, которых нигде не найти. Уже в процессе производства обнаружилось множество подводных камней.
– К чему пришли в итоге?
– Уже пробовали продавать нашу продукцию. Больше в качестве эксперимента, с тем, чтобы выяснить, как она покажет себя в дальнейшем. Пока нареканий не было.
Недавно участвовали в выставке «Кубанская ярмарка», где нашей продукцией заинтересовался губернатор края Вениамин Иванович Кондратьев. Он внимательно выслушал пояснения о методике выращивания саженцев методом микроклонирования. Также живо интересовался перспективами развития в масштабах края.
– И как вы оцениваете перспективы?
– Считаю, что нужно работать дальше. Есть первые результаты, получен первый, очень важный опыт. Кстати, наша экспозиция на «Кубанской ярмарке» привлекла и профессионалов – селекционеров, агрономов крупных хозяйств. К нам уже обращались за помощью в оздоровлении сортов, а это можно сделать по нашей методике и в наших условиях.

У экспозиции «Агро Инвитро Кубани» надолго задержались (слева направо): заместитель главы администрации Краснодарского края А. Коробка, министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности региона Ф. Дерека, губернатор Кубани В. Кондратьев, председатель ЗСК Ю. Бурлачко, председатель Павловского районного Совета депутатов В. Лесовой.


Спрашивают и о возможности размножения редких сортов растений, той же логистерии, винограда и тому подобное. Несколько профильных хозяйств, специализирующихся на производстве ягодных культур, оказались всерьёз заинтересованы в сотрудничестве. Нашу продукцию разбирают и для озеленения парков, скверов, флористических зон муниципалитетов.
– То есть потребность есть, а возможностей хватит?
– Пока справляемся. Что касается производственных площадей, то сейчас у нас образовалось несколько, можно сказать, «зон». В технологических комнатах разместилось вспомогательное оборудование – автоклавы, дистилляторы, мойки. Есть помещения, где на стеллажах размещаем в банках наши клоны. Рядом – место, где проходит процедура размножения и укоренения. Это стерильные зоны.
Отдельно – большое помещение для адаптации растений. Вскоре мы планируем увеличить производственные площади примерно в два раза. Собираемся оборудовать площадку перед зданием для оптово-розничной торговли.
Что касается рабочих рук, то сейчас со мной рядом добросовестные и старательные лаборанты Кристина Оноприенко и Татьяна Бутко. Они помогают при выполнении целого ряда ответственных процедур – при укоренении, размножении растений, следят за режимом выращивания. Мы ищем и новых сотрудников. Правда, дело это не быстрое. Работа с растениями кропотливая, требующая специальных навыков, терпения и аккуратности. Только на первичное обучение уходит около трёх месяцев. Так что ждём желающих попробовать свои силы.
– Алеся Юрьевна, а о чём мечтаете, чем хотите заняться дальше?
– Надеюсь со временем расширить сортовое разнообразие. Было бы здорово максимально автоматизировать производство. Хочется выращивать экзотические растения, воспроизводить реально редкие сорта. А если совсем смело, то и самим заниматься селекцией. Это пока далёкая перспектива, но главное – не останавливаться на достигнутом!
Максим Касьян. Фото автора и предоставленные А. Муратовой.