Так была озаглавлена тема круглого стола, проведённого в редакции газеты «Единство» в самом конце прошлого года

Детский травматизм – на совести взрослых Так была озаглавлена тема круглого стола, проведённого в редакции газеты «Единство» в самом конце прошлого годаУчастие в ней приняли глава администрации Павловского сельского поселения М.В. Шмелёв, заместитель начальника отдела ГАИ ОМВД России по Павловскому району К.А. Серый, замначальника роты ДПС ГАИ О.Г. Дордий, заместитель начальника управления образованием А.В. Щербаков, замначальника отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних Д.Н. Кияшко, начальник отдела по делам несовершеннолетних районной администрации А.В. Бакрова, старший инспектор по делам несовершеннолетних Р.А. Постол и инспектора по пропаганде отдела ГАИ ОМВД России и роты ДПС Э.В. Дмитриенко и А.Н. Соколян.

Круглый стол по вопросам дорожной безопасности в редакции – третий по счёту в 2013 году. Было, кроме того, опубликовано довольно много других подобных материалов по профилактике дорожно-транспортного травматизма, в том числе детского – статьи, интервью, рейды и т.д. К сожалению, острая тема не сходит с повестки дня. Видимо, потому, что профилактические усилия пока оставляют желать большего.

Наш район – маленькая часть России, на дорогах, которой за последние 9 лет погибло 571,4 тысячи человек, в том числе – 9852 ребёнка в возрасте до 16 лет. Травмировано около 210 тыс. детей. Цифры просто ошарашивают. При этом отношение взрослых к острейшей проблеме – по меньшей мере легкомысленное. Будь это иначе – иной была бы и статистика.

Вот что рассказал К.А. Серый.

– В 2013-м в районе зарегистрировано 18 ДТП с участием детей – на четыре больше, чем в 2012-м. Один ребёнок погиб и 19 пострадали (против 14 годом ранее). Среди раненых в авариях – 6 скутеристов, 11 пассажиров транспортных средств и 3 пешехода.

Больше всего таких ДТП отмечено в Старолеушковской (4), Павловской (3) и на автодороге Староминская-Ленинградская-Павловская (3).

9 ДТП с участием детей пришлись на период летних каникул. Семеро – учащиеся школ района.

За год выявлено 514 нарушений правил перевозки детей без удерживающих устройств. На комиссию по делам несовершеннолетних направлено 39 материалов в отношении водителей скутеров. На двоих – повторно, двое других управляли транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Троих подростков сотрудники ГАИ за нарушение ПДД передали в отделение по делам несовершеннолетних для проведения с ними и их родителями профилактической работы.

В течение года было 35 социально-пропагандистских мероприятий для детей – больше, чем в 2012-м.

Считаю, что некоторые родители явно не заботятся о безопасности собственных детей на улицах и дорогах, смотрят на данную проблему сквозь пальцы.

– На безопасность детей и взрослых в немалой степени влияет состояние дорог и улиц, а также наличие соответствующей разметки и знаков. Что можете сказать по этому поводу?

– Состояние дорожного покрытия, а также разметки в Павловской и районе в целом в отдельных случаях явно неудовлетворительное. В частности, в 2013 году у нас в районе произошло 25 ДТП, в которых нельзя не увидеть пагубного влияния «дорожного» фактора.

В Павловской таких аварий отмечено 13 (четыре из них связаны с отсутствием знаков, столько же – с недостаточным освещением, три – с тем, что не было горизонтальной разметки и два – с дефектами покрытия). Возможно, в нашем райцентре жалеют деньги на подобные цели…

– Максим Владимирович, что можете сказать на этот счёт?

М.В. Шмелёв: – Я бы не согласился с тем, что в Павловской экономят деньги при решении дорожных вопросов.

Например, только на ямочный ремонт улиц населённых пунктов поселения весной потрачено 1 млн руб., а осенью – 268 тыс. Ещё 100000 руб. направлены на грейдирование гравийных улиц Павловской, на 399 тыс. нанесена горизонтальная разметка на дорогах с интенсивным движением. 120 дорожных знаков установлено в поселении – стоимость 100,2 тыс. руб. На разметку пешеходных переходов, покраску знаков и другие работы ушло 264 тыс. руб. В отдельных местах заменены светофоры. 2160 тыс. освоено при ремонте уличного освещения. В первую очередь эта работа проведена вблизи детских учреждений.

На капремонт дорог в Павловской израсходовано чуть больше 4 млн рублей, на асфальтирование подъездов к многоквартирным домам райцентра – ещё 2 млн.

Работу эту поселение будет проводить и впредь.

– Если говорить в целом, то состояние дорог у нас везде ещё сильно не дотягивает до стандарта. И  финансовый фактор тут, конечно же, ключевой. Если вернуться к детскому дорожно-транспортному травматизму, то он ведь проявляется не только внутри населённых пунктов, но и за их пределами.

О.Г. Дордий: – На федеральных и краевых дорогах района в 2013 году зафиксировано 11 аварий, 15 юных участников дорожного движения пострадали. Выявлено 24 нарушения ПДД несовершеннолетними, большая часть – на счету детей-скутеристов.

– Все же кто тут больше виноват – сами дети или взрослые?

– Не сомневаюсь – родители детей, которые никак не контролируют своих чад, не учат их ПДД, покупают скутера – самые опасные из имеющихся ТС.

А.Н. Соколян: – Некоторые папы и мамы очень болезненно реагируют на замечание сотрудников ДПС и составление протоколов. Одна женщина, например, перевозившая ребёнка на машине без удерживающего устройства, закатила настоящую истерику, ссылаясь на то, что у неё нет денег на такое устройство. А ведь оно стоит совсем дешево, но цена ему порой – жизнь ребёнка.

– Ещё в апреле прошлого года ведущий специалист управления образованием И.В. Раздымахо горячо поддержала предложение участников круглого стола о передаче сведений о подростках-скутеристах и велосипедистах сотрудникам ГАИ, чтобы те могли оперативно реагировать на допущенные детьми нарушения ПДД и без промедления информировать об этом родителей. Слова по прошествии 8 месяцев подкреплены делом?

А.В. Щербаков: – Нет, мы начали было собирать информацию о таких школьниках, но вмешалась прокуратура. Нам дали понять, что подобное идёт вразрез с законом о персональных данных.

– Просто убеждён: к упомянутому вами закону фамилии и телефоны родителей подростков, у которых есть скутера и велосипеды, не имеют ровным счетом никакого отношения. Ведь эти данные никто не собирался тиражировать или использовать во вред конкретному человеку. Наоборот, они, возможно, помогут предотвратить большую беду.

Не сомневаюсь: печальная дорожная статистика в очень большой степени – результат того, что мы много говорим, но мало делаем.

А.В. Бакрова: – В 2013 году у нас на комиссии рассмотрено 76 административных материалов в отношении несовершеннолетних. 39 из них привлечены к ответственности за нарушение правил дорожного движения – на 11 больше, чем в 2012-м. Штрафов наложено на 64200 рублей. Конечно, основная часть этих денег выплачена из карманов родителей.

Д.Н. Кияшко: – Считаю, что та роль, которую должны играть родители в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, явно недооценена. Необходимо более целенаправленно привлекать взрослых к участию в этой важной работе. Больше надо проводить разного рода мероприятий с детьми, направленных на пропаганду дорожной безопасности.

Э.В. Дмитриенко: – Я согласен: многое зависит от родителей детей и подростков. Следующий раз надо обязательно пригласить на заседание круглого стола председателя родительского комитета одной из школ Павловской. Важно услышать мнение этого человека. Возможно, он предложит что-то более действенное, чем то, о чём говорим мы.

Р.А. Постол: – Я тоже считаю, что без родителей снизить уровень детского травматизма на дорогах невозможно. Взрослые отвечают за детей, за их жизнь и здоровье, они несут не только административную, но иногда и уголовную ответственность.

А.В. Щербаков: – В прошлом году создан общерайонный родительский совет. С его помощью легче будет решать многие вопросы, связанные с детьми, в том числе – и те, которые мы обсуждаем.

– В который раз хотелось бы выразить надежду, что сказанное на этом круглом столе хоть как-то подкрепится конкретными действиями. Пока же ясно одно: участники разговора сошлись во мнении, что без взрослых, то есть родителей, снизить уровень детского травматизма крайне сложно. Не припомню, однако, чтобы за последние годы и десятилетия кто-то из тех, чьи дети ходят по дорогам в школу, ездят на велосипедах и скутерах, высказался бы на страницах «Единства» по данной проблеме. Получается так: все, кто угодно, пытаются повлиять на явно неблагоприятную ситуацию, кроме самих родителей. А ведь речь идёт об их детях: может быть, кто-то из них, прочитав написанное выше, пожелает, наконец, выступить публично, в газете, и предложит варианты решения, с которыми трудно будет не согласиться. Остаётся, опять-таки, только надеяться.

Е. Власенко.