23 января, в день образования ДОСААФ России (ему исполнилось 88 лет), председатель местного отделения этого общества Владимир Николаевич КИСЛЯКОВ поздравил сотрудников и помощников, вручил им грамоты и подарки. А двумя месяцами раньше в числе первых в крае ДОСААФ начало готовить водителей по новым учебным программам.
– Допуск получили в середине ноября, – рассказывает В.Н. Кисляков. – И сразу открыли группу. Документация и материально-техническая база учреждения соответствуют современным требованиям. Во многом это заслуга главного бухгалтера А.М. Амельченко, секретаря учебной части О.Ю. Кисляковой и мастеров производственного обучения Д.А. Харькова, А.Н. Баглаева, Д.И. Садовина, В.В. Синтюрина, С.Н. Турчина.
Теперь учебный план включает – 195 часов и состоит из трёх циклов, после каждого принимаем зачёт. Базовый цикл (он первый) – 86 часов, из них 26 – практические занятия. Будущие водители изучают основы законодательства в сфере дорожного движения, психофизиологические основы деятельности водителя и управление транспортным средством. Узнают, как оказать первую помощь при дорожно-транспортном происшествии. Далее – специальный цикл из 90 занятий. Курсанты знакомятся с устройством и техническим обслуживанием транспортных средств категории «B». Затем 63 часа отведены на изучение основ управления и вождение. Наконец, профессиональный цикл с комплексным экзаменом.
Раньше можно было начать обучение с теории и закончить практикой, продолжает Владимир Николаевич. Сейчас пока обучающиеся базовый цикл не пройдут и не сдадут экзамен, к практике не допускаем. Ещё нам удалось приобрести медицинское оборудование для проведения занятий по медподготовке. В прошлые годы его брали в аренду. Сделали косметический ремонт учебных кабинетов и автодрома, обновили знаки. А не так давно купили автомобиль «Шкода-Фабия». На основе методических рекомендаций составили учебную программу. В ней увеличили часы для вождения автомобиля. В учебный план добавили новый предмет – психологию.
Цена обучения возросла, поэтому число желающих уменьшилось. Однако увеличился до трёх месяцев и срок обучения. Уже две группы работают по новым программам. Первые 30 человек получили водительские удостоверения в конце января. Скоро откроем компьютерный класс, где смогут сдавать экзамен сразу 10 человек.
Что беспокоит
С недавнего времени водителем на предприятии и таксистом можно работать без опыта работы. Парадокс в том, что когда учатся курсанты, они правила соблюдают, а садясь за управление транспортным средством, ведут себя совершенно иначе.
– Порой хочется остановить таких водителей и снова принять у них экзамен на знание ПДД, – говорит Владимир Николаевич. – Девушки без водительского опыта садятся сразу за руль иномарок, тяжёлых джипов и зачастую превышают скоростной режим. Это очень беспокоит.
– В чём причина частых аварий на дорогах?
– Во вседозволенности и безнаказанности, а ещё сказываются пробелы в культуре поведения. Нужно воспитывать в детях уважение к водителям и пешеходам, обучать их правилам поведения на улице. И пример должны показывать родители. В ином случае им придётся локти кусать.
С курсантами работают опытные специалисты. Они приводят статистику ДТП, разбирают причины аварий, демонстрируют видеоролики. В отделе МВД, я узнаю фамилии наших выпускников, нарушителей правил движения, и беседую с каждым. Почему не уступил дорогу пешеходу, пересек сплошную линию? Надеюсь, что после таких бесед у водителя проснётся совесть.
Начальник транспортного цеха
Так называют в коллективе ветерана ДОСААФ Сергея Николаевича Турчина. 9 января исполнилось 40 лет, как он здесь трудится.
Вырос в семье военного. С 1967 года работал в автоколонне слесарем. Потом служил в армии. И наконец, ДОСААФ, который для Сергея стал вторым домом. Начинал под руководством отца – Николая Ильича Турчина, руководившего тогда местным отделением. Пришёл сюда мастером производственного обучения, сейчас – механик. Многих павловчан научил водить автомобиль. Тогда на «копейке» практиковались.
– Работать сложнее, изменились требования, программы, стало больше техники и желающих получить права (особенно женщин), – рассказывает Сергей Николаевич. – Раньше у нас было три грузовых и два легковых автомобиля. Сейчас – девять легковых и два грузовика. Транспорта на дорогах стало больше. Связано это с тем, что в разы увеличилось количество желающих получить права, возросла интенсивность движения и ответственность. Поэтому мы, преподаватели, стараемся выпустить подготовленных водителей.
Впервые за руль Сергей Николаевич сел в 12 лет, конечно, под присмотром отца. Сейчас его водительский стаж приближается к 50 годам.
– А дочь водить машину сами учили?
– Среди медиков и педагогов ходит фраза: не лечи и не учи своих детей. Ведь трудно быть объективным. Придерживаюсь этого принципа. Поэтому дочь отдал другому специалисту. Но если о чём-либо спросит, конечно, подскажу.
Н. Кандаурова.
Фото М. Касьяна.