В апреле с.г. Виктору Андреевичу Панюте исполнилось 80. Родом из Динского района. С 1950-го по 1987-й жил в поселке Южном. Потом, купив дом на улице Калинина в райцентре, стал павловчанином.
Окончил годичное училище механизации в Новолеушковской. Дальше – работа в качестве тракториста и комбайнера на отделении № 1 ОПХ им. Калинина.
В 1958-м начались его флотские страницы биографии. И продолжались они 4 года и 4 месяца.
Самые первые шаги – в учебке подводного плавания у подножия Малахова кургана в Севастополе. Через девять месяцев присвоили квалификацию моториста дизельных подводных лодок.
Направили сначала в Баку – на Каспийскую флотилию. Затем его субмарину поместили в док и в течение 3-х месяцев буксировали по Волге до самого Беломорска в Карелии. Потом лодка своим ходом шла до Гремихи – базы Северного флота. О лодке Панюты. Она – 613-го проекта. Таких в советском ВМФ насчитывалось более 200 единиц. Экипаж – 52 человека. Максимальная глубина погружения – 200 метров, рабочая – 170. Подводная скорость – до 13 узлов. Вооружение – исключительно торпеды: 4 – в носовом и 2 – в кормовом отсеках.
В море выходили через каждые две недели. Один раз ушли в автономку. Она длилась месяц.
На архипелаге Новая Земля тогда, в самом начале 60-х, наши испытывали водородную бомбу. Задача подводного корабля В.А. Панюты, как и других подлодок, сконцентрированных поблизости, состояла в том, чтобы не подпустить на близкое расстояние американские субмарины, которые могли бы зафиксировать взрыв изделия.
Гидроакустики, как и другие службы, достигли поставленной командованием цели, но на 27-е сутки подводного дежурства лодка Панюты, поднимаясь на перископную глубину, повредила о плавучую льдину антенну прибора связи со штабом флота. Весь экипаж ощутил удар. После этого стали произвольно и быстро погружаться. Возникла опасность уйти за 200-метровый предел. Тогда двойной корпус подлодки не выдержал бы дикого давления воды. К счастью, вовремя поданная командиром команда «продуть цистерну быстрого погружения» предотвратила катастрофу. И это – единственное ЧП за всю его службу. В 1962-м ему по сигналу СОС пришлось спасать наш подводный атомоход у берегов Гренландии. Из-за аварии та лодка не могла погрузиться, пропала связь. В надводном положении сначала сами буксировали аварийный корабль, потом «эстафету» принял эсминец. Так и тащили АПЛ до Североморска. Из-за того случая «дизелюху» нашего земляка не направили к берегам Кубы во время Карибского кризиса.
Вахты моториста в автономке – «четыре через четыре». Температура воздуха в отсеках лодки доходила до 45-50 градусов. Тепло – не от двух дизелей (они под водой заглушены), а от регенерационных установок. Такие – в каждом отсеке. Форма одежды моряков – трусы, тапочки, пилотка. Голый торс. Ежедневно в рационе – красное вино, шоколад, вобла. Самое ходовое блюдо – макароны по-флотски. Иногда «годки» позволяли себе принять на грудь спирт «для протирки матчасти».
В запас командир отделения левого дизеля старшина I-й статьи Панюта ушел в 1963-м. Вернувшись в поселок Южный и отдохнув месяц, стал ремонтировать трактор. В 1972-м за ударный труд удостоился ордена «Знак Почета». Переехав в Павловскую, работал на сахарном заводе – на мехлопате и буртоукладчике. На пенсии – с 1999-го.
В последнее воскресенье июля к Виктору Андреевичу (он – в составе павловского клуба моряков-подводников), не исключено, придет его друг А.В. Калайтан (на 2 года старше, служил на «малютке», длина лодки до 45-м), и они сначала поднимут бокалы «за тех, кто в море», а потом – за то, «чтобы число погружений всегда равнялось количеству всплытий».
С Днем флота, уважаемые ветераны!
А. Ушаков.